Чарльз Спенсер Чаплин ( 1889-1977 )
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его мать, Ханна
Хилл, — актриса мюзик-холла с неудавшейся карьерой. Отец Чарли Чаплин сначала
играл мимические сценки, потом стал, как тогда говорили, "драматическим и
жанровым певцом". Личные и житейские неурядицы неустроенного актерского
быта не обошли и эту семью. Гастроли, жизнь порознь, интрижки на стороне...
Чарли и его сводный брат Сидней росли с матерью.
Чаплин-старший жил в бедности и не мог помогать им. Чтобы свести концы с
концами, Ханна нанималась сиделкой, обшивала членов церковной общины. Но их
положение оставалось отчаянным. "Мы жили, — вспоминал Сидней, — в
нищенской комнатушке и большей частью впроголодь. Ни у меня, ни у Чарли не было
башмаков. Помню, как мать снимала с ног туфли и отдавала их тому из нас, чья
очередь была идти за даровой похлебкой для бедняков, единственной нашей едой за
целый день...".
Нищета подорвала здоровье Ханны. Ее положили в клинику для душевнобольных,
затем поместили в работный дом. Сидней и Чарли бродяжничали. Спустя несколько
месяцев их отправили в Хэнуэллский приют для беспризорных детей. 12 ноября 1898
года Ханну выпустили из больницы. Вместе с сыновьями она поселилась на
Метли-стрит.
В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле кокданса "Восемь
ланкаширских парней". Два года он разъезжал с ансамблем по английской
провинции. После того как Чаплин покинул ансамбль, выступления с песенками,
танцами, пародиями чередовались с прозаическими занятиями продавца газет,
рассыльного, слуги в частном доме, печатника в типографии, подмастерья, даже
учителя танцев, пильщика дров и стеклодува.
Чарли было восемнадцать лет, когда он очутился в труппе Карно. Во время
американских гастролей труппы в конце 1912 года его приметил представитель
кинофирмы "Кистоун". Через год, обговорив все условия, Чаплин
подписал с "Кистоуном" контракт и переехал в Лос-Анджелес.
Кинокомедии с участием Чаплина имели успех. Однако со временем он решил ставить
фильмы сам. Его первая лента "Застигнутый дождем" оказалась одной из
лучших в "Кистоуне". За год работы в "Кистоуне" он снялся в
общей сложности в тридцати пяти картинах. Почти две трети из них были сделаны
им самим, по собственным сценариям, либо в соавторстве.
В 1915 году он выпустил двенадцать фильмов для чикагской фирмы
"Эссеней". Наибольшим успехом пользовались "Чемпион",
"Бродяга", "Женщина", "Вечер в мюзик-холле". В
этих простеньких комедиях появлялся бродяжка Чарли. Он был и банкиром, и
маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком, даже Тарзаном,
даже... красавицей Кармен! "В основе всех моих фильмов лежит такой ход: я
попадаю в какую-нибудь неприятность, передрягу, но несмотря ни на что, с
безнадежной серьезностью делаю вид, будто со мной ровным счетом ничего не
произошло", — писал Чарли Чаплин.
В начале 1916 года он перешел в фирму "Мьючуэл" с контрактом на 670
тысяч долларов в год. Первый же фильм "Контролёр универмага", снятый
Чаплином для "Мьючуэл", имел большой успех. Каждый месяц он выпускал
по одной комедии в двух частях: "Пожарный", "Скиталец", "В
час ночи", "Граф", "Лавка ростовщика", "За экраном"...
Фильмы "Бродяга" и "Банк" были первыми комедиями Чаплина, в
которых прозвучали драматические и трагические нотки, столь важные в его зрелом
творчестве.
Во время Первой мировой войны Чаплин рекламировал "Заем свободы",
призывая пожертвовать деньги на нужды армии. Наверное, именно тогда у него
созрел замысел фильма "На плечо!". Эта трехчастевая комедия о
бессмысленной жестокости войны — одна из величайших удач Чаплина.
23 сентября 1918 года Чарли вступил в брак с пятнадцатилетней актрисой Милдред
Харрис. Женился он скоропалительно, так как его юная подруга утверждала, что
ждет ребенка. Потом выяснилось, что тревога была ложной.
Неудачный брак вызвал у Чаплина творческий кризис. В 1919 году он снял всего
две ленты — "Солнечная сторона" и "День развлечений".
Стремясь к независимости, Чаплин вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и
Дугласом Фэрбенксом организует кинокомпанию "Юнайтед Артистс". А в
1922 году режиссер создаст свою компанию "Чарльз Чаплин филм
корпорейшн".
7 июля 1919 года Милдред родила сына Нормана, но прожил он всего три дня.
Чаплин погружается в работу. Уже через десять дней после трагедии он делал
пробы, отыскивая героя — маленького ребенка — для нового фильма
"Малыш" (1920). На этот фильм Чарли потратил более года, вложив 300
тысяч долларов. Некоторые эпизоды переснимались более ста раз! Чаплин говорил:
"Я хочу сделать серьезную картину, в которой за комическими и бурлескными
эпизодами будет скрываться ирония, жалость, сатира".
Чаплин и Милдред Харрис расстались без взаимных упреков. Однако журналисты
раздули громкий скандал, и Милдред обвинила мужа в жестокости. Во время
бракоразводного процесса адвокаты пригрозили конфисковать фильм
"Малыш". Чаплин бежал в Солт-Лейк-сити, прихватив с собой негатив
картины.
Наиболее полные сведения о методах работы Чаплина того времени содержатся в
воспоминаниях его секретаря Элзи Годд. Сразу по приходе в студию Чаплин собирал
исполнителей и своих ассистентов. Он подробно рассказывал об очередной сцене
фильма, объяснял каждому артисту его роль. Не довольствуясь этим, Чаплин сам
поочередно исполнял все роли, и мужские, и женские, перед участниками труппы.
После того он приступал к репетиции, внимательно наблюдая за игрой каждого
актера, добиваясь искренности и убедительности игры. Наконец, тщательно
проверив костюмы и грим, он приступал к съемке. В этот момент с ним происходила
полная перемена: вся прежняя озабоченность, деловитость исчезали, и всем он
казался беззаботным весельчаком, который как бы шутя и импровизируя создавал
интересные, смешные трюки. Постепенно Чарли заражал своим настроением всех
остальных актеров. Готовый фильм Чаплин показывал в каком-нибудь кинотеатре
Лос-Анджелеса. Он внимательно следил, как реагировали зрители, и делал для себя
соответствующие выводы.
В 1925 году Чарли Чаплин снимает один из лучших фильмов всех времен и народов —
"Золотую лихорадку" (1925). Снимает с редкой изобретательностью,
заставляющей романтические и даже трагические ситуации неожиданно переходить в
комические. Чаплин и сам считал эту картину шедевром.
Действие "Золотой лихорадки" относится к 1898 году. По ледяным
пустыням Аляски движется цепочка золотоискателей. Один из них — Чарли,
маленький, добрый, влюбчивый человек, пытающийся жить среди грубых, жестоких,
одержимых жаждой наживы людей. Он влюбляется в девушку из салуна. Чтобы
развлечь ее, показывает танец булочек — шедевр мимического искусства: две
булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора глаза, брови, губы Чаплина
придают танцу лирическую грусть, необычайную выразительность.
В этой комедии Чаплин продолжил начатую в драме "Парижанка" (1923)
углубленную разработку характеров. Картину отличают органическая целостность,
лаконичный и выразительный кинематографический язык. Одна деталь — и перед
зрителями целое событие, яркая черта психологического портрета.
Во время съемок "Золотой лихорадки" Чарли Чаплин был вынужден
жениться на пятнадцатилетней Лите Грей, которая ждала от него ребенка, в
противном случае ему угрожала тюрьма. С Литой он прожил два года, у них
родились сыновья Сидней и Чарли. Но создать настоящую семью так и не удалось...
15 января 1926 года Чаплин приступает к съемкам "Цирка" и работает
над фильмом до конца года. Но его накрывает новый скандал: в начале декабря
Лита Грей вместе с сыновьями переезжает к матери. 10 января 1927 года ее
адвокаты подали иск о разводе. Чарли скрывается у своего адвоката. Общество
взбудоражено слухами о безумии и даже самоубийстве Чаплина. Лита обвиняла мужа
в жестокости и аморальности. Ее заявление в суд состояло из 42 страниц. В итоге
она получила миллион долларов отступных и солидную пожизненную ренту, а Чаплин
попал в клинику для нервнобольных.
Из клиники он выходит совершенно седым. Задуманный как веселая комедия
"Цирк" приобретает мрачные интонации: случайно попавший в цирк
бродяжка испытывает превеликие неудачи и на арене, и в любви. В одной из сцен
обезьяны сильно покусали Чаплина, и ему пришлось лечиться в течение шести
недель.
В марте 1928 года Чаплин приступил к работе над своей первой звуковой картиной
"Огни большого города" (1931), в которой развивал две сюжетные линии:
любви маленького бродяжки Чарли к слепой продавщице цветов и его дружбы с
алкоголиком-миллионером. Фильм буквально пронизан, напоен очаровательными
мелодиями. Невероятной по силе выглядит сцена, когда прозревшая цветочница
узнает своего благодетеля в жалком оборванце. Лицо Чарли под ее вопросительным,
а потом понимающим взглядом — один из самых выразительных крупных планов в
истории мирового кино. Смущенная и робкая улыбка, и боль, и любовь, и надежда в
глазах!
Чарли Чаплин так и не стал американским гражданином, что злило многих
голливудских консерваторов. В Америке попытались бойкотировать "Огни
большого города". Чаплин повез фильм в Европу, где его ждал восторженный
прием. Гениальный кинематографист встречался с Черчиллем, Уэллсом, Шоу, принцем
Уэльским... Особенно запомнился Чаплину визит к Эйнштейну. Великий ученый
завершил оживленную беседу о мировой экономике словами: "Вы не комик,
Чарли, вы — экономист".
Узнав из телеграммы, что в Америке "Огни большого города" вышли на
экран, Чаплин отправился в путешествие по Ближнему и Дальнему Востоку. Он
посетил Африку, Индию, Индонезию и, наконец, Японию, где, по слухам, ему
угрожали члены фашистской военной организации "Черный дракон".
Весной 1932 года Чаплин возвратился в Голливуд и приступил к созданию фильма
"Новые времена" (1936).
Источник
|